1

Тема: Вышел номер 37 журнала

Вот он, собственно (14,3 МБ):
http://dgmag.in/N37/DowngradeN37.pdf

http://dgmag.in/N37/cover_medium.jpg

Тема свободная.
Номер вышел очень объёмный - 107 страниц. Не уверен, но это может быть и рекорд.
Статьи самые разные - особенно много про игры - обзор "Дорожных войн" от Валерия Сурженко, "Роботландии" - от Андрея Шаронова, ещё обзоры разных "зимних" игр и т.п.
Интервью с разработчиком альтернативной кодовой страницы (она же 866) Павлом Виленовичем Бух-Винером.
Тест компьютеров с процессорами частотой около 233 МГц от OSA (кстати, новый для нас формат - много всяких графиков и диаграмм).
Статья Вячеслава Рытикова о микромайнинге.
Про симулятор процессора i4004 от Sh и ещё много чего интересного.

Ну и, пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех с наступающим Новым годом и Рождеством.

Содержание номера:

● Обложка -------------------------------------------------- 1
● Содержание ----------------------------------------------- 2
● От редактора --------------------------------------------- 3

Теория Downgrade
● Новости, события, комментарии (uav1606/eu6pc/Andrei88...)- 4
● 50 лет в ИТ: интервью с Павлом Бух-Винером --------------- 6
● Письма читателей. Время и софт (А.Шаронов aka Andrei88)--- 13

Книжная полка
● «Радио» об IBM PC (Андрей Шаронов)------------------------ 15

Downgrade-железо
● За что мы любим их? (Валерий Руденко aka Beaver 1971)----- 22
● Итоги тестирования процессоров «Клуб 233» (Олейник С.А.)-- 24
● За криптовалютой – в Downgrade! Ч.2: микромайнинг (eu6pc)- 36

Downgrade-софт
● Офис-надстройка от BIT Software (Андрей Шаронов)---------- 41
● ПРОМТ. Для дома и семьи (Андрей Шаронов)------------------ 50

Программирование
● Разработка симулятора i4004 (Sh)-------------------------- 54

Downgrade-арт
● Making of 4in1k (Sh) ------------------------------------- 59

Старые игры
● «Скорость, которая убивает» (Валерий Сурженко)------------ 62
● Роботландия (Андрей Шаронов)------------------------------ 74
● С высоты пчелиного полёта(Валерий Сурженко aka Hippiman)-- 84
● Экраны в играх(В.Веселов aka Режиссёр Антаресов)---------- 89
● Новогодние игры (Валерий Сурженко)------------------------ 93
● Снежный шторм (Андрей Шаронов)--------------------------- 102

Юмор и прочее
● Просто разный юмор -------------------------------------- 105
● Над номером работали ------------------------------------ 107


2

Re: Вышел номер 37 журнала

С Новым Годом! Спасибо! smile



3

Re: Вышел номер 37 журнала

Ура! Новый номер вышел! Как подарок под ёлку smile С новым годом всех!



4

Re: Вышел номер 37 журнала

УРРРРРАААААА!



5

Re: Вышел номер 37 журнала

я ещё вчера скачал, просто не из дома - поэтому не мог сразу сюда написать)



6

Re: Вышел номер 37 журнала

Тоже вытянул - поглядел по-диагонали. Интервью порадовало очень. Статья по бытовым компьютерам - тоже - поговорить на тему готов, но только письмом - развернутой статьи со своими мыслями не напишу :-) Обидно, что у нас очень мало по этой тематике статей, но сами стараемся, увы, пока что тоже предъявить нечего - результаты неоднозначные и промежуточные.



7

Re: Вышел номер 37 журнала

комментарий к новому выпуску из группы ВК:

К статье про новогодние игры - я точно уже не помню, но в игре "Crusader - No Remorse" (или "No Regret"?) если запустить её на Новый год, играет "Jingle Bells" в аранжировке под саундтрек игры. В заставке или в самой игре, опять же не припомню, но точно играет.



8

Re: Вышел номер 37 журнала

А вот интересно, действительно какие новогодне-рождественские приколы были у игр и программ? Сам только знаю про рождественские версии The Bat! - нашел когда-то одну и поставил - сколько-то времени пользовался :-)



9

Re: Вышел номер 37 журнала

Насчёт игр не вспомню, а вот в плеере VLC под рождество на логотипе и иконке появляется колпак а-ля Санта-Клаус.



10

Re: Вышел номер 37 журнала

да-да, ВЛЦ под новогодним колпаком)

А ещё в Данжн Кипере был какой-то прикол по календарю, не помню какой.



11

Re: Вышел номер 37 журнала

Хочу пару слов по статье "Время и софт" сказать. Тут скорее всего не защита, а банальный глюк при записи даты. Помните проблему 2000 про которую все кричали, когда наступал 2000-й год.
Вот это она.
Скорее всего программисты использовали в коде 2 цифры для обозначения года и банально не предусмотрели, что их может быть 4.



12

Re: Вышел номер 37 журнала

Hippiman, спасибо за наводку - об этом не думал - попробую 99-й год как-нибудь поставить и запустить так



13

Re: Вышел номер 37 журнала

Кстати, насчёт экранов в играх - помню, в Duke 3D были мониторы камер наблюдения, причём к ним можно было "подключиться", т.е. посмотреть вживую, что камера показывает. Иногда было полезно - нажал выключатель - глянул, какое-то силовое поле где-то выключилось. В те времена это было, насколько помню, необычным, чаще мониторы были просто декорациями.
А так всяческие экраны много где были, вроде бы в Chasm были с "Нортоном" или "Волковым".



14

Re: Вышел номер 37 журнала

Знаете что более забавно? В дюке 96-го года зеркала были, хоть и не настоящие, но были. И в swat 3 были и еще черт знает в каком количестве старых игр были, а в современных играх их практически ни где нету. Теперь для них нужен честный рейтрейсинг.



15

Re: Вышел номер 37 журнала

uav1606 пишет:

в Duke 3D были мониторы камер наблюдения

а, точно. И как я не написал это.

Hippiman пишет:

В дюке 96-го года зеркала были

да; ещё зеркала в Третьем, тёмном Думе были. По-крайней мере в его альфе-бетке.



16

Re: Вышел номер 37 журнала

записался на бетку нового Винампа)

Хорошо что с нашим сборником лучших статей перешли в другое издание. Предыдущее уж слишком завысило цену.

Всё-таки коробит меня эти слова с сочетанием "тс". Например соотве"тс"твенно) Мало того что надо запоминать как это нечитаемое буквосочетание писать, так ещё и пишется оно вместо правильной буквы Ц. Ведь читаем мы как "соотвецтвенно". Молодцы всё-таки белорусы со своим вариантм русского;)

А про рубрику "Письма читателей" - сам слышу первый раз) Как же люди могли туда писать.

Статья про юзанье олдовых компов написана хорошо, но очередной раз хотелось бы напомнить. Что богатеют от майнинга только производители видеокарт)

Интересная статья про отечественный бета-аналог Твистед Метала.

В статье Роботландия, автор задаётся вопросом - какие игры можно считать "вехами". Скажем так "Квейк" - это викинги, а Дум - это Колумб.)

Занимательный обзор игры про полёты пчёл. Интересно, есть ли схожие, более современные аналоги?

Продолжение раздела "Зима в играх" - порадовало;)



17

Re: Вышел номер 37 журнала

вован1 пишет:

про рубрику "Письма читателей" - сам слышу первый раз)

В 15-м номере предложил Дмитрий Колмагоров - вот и пишу периодически, когда материал/мысли есть, но снабжать их фотографиями, скриншотами не охота заморачиваться да и не особо есть необходимость, либо, когда материала настолько мало, что на статью просто не тянет :-)

вован1 пишет:

какие игры можно считать "вехами"

Ну, скорее - считать ли "Роботландию" вехой или нет - как по-мне - не веха при всей симпатии к комплексу - долгожитель - да, шедевр - да, но не веха.
Понравился обзор "Дорожных войн" - интересный жанр - гонки на выживание, хоть ни во что пока не поиграл, но идея совместить стрельбу с гонками нравится (если даже миссии в Call of Duty, где необходимо только стрелять, сидя в движущемся автомобиле уже радовали :-))
С интересом прочитал и приглашение к беседе о бытовых компьютерах - жаль, что у нас о них мало статей, но стараемся. У самого насчет простоты подключения мнение противоположное - это сейчас развернуть компьютер - невеликая проблема (уже и монитор поставить на стол может без проблем кто угодно :-)) - подключил все, прикрутил, где надо и пользуйся. Подключение же бытового компьютера, такое ощущение, напоминало таинство (возможно, у буржуинов и нет, но в документах к нашим компьютерам было приложение со схемами подключения компьютера к некоторым телевизорам - т.е. предполагалось, что пользователь может и с паялом в телевизор слазить). К тому же, получалось, что привычные телевизор и магнитофон приобретали новое качество, т.е. компьютер был не сам по-себе, а вписывался в уже существующее окружение.
Кстати, описание увлекательного процесса сборки и установки "Поиска-1" можно почитать в статье Евгения Пелеги http://sannata.org/konkurs/drpass001.shtml. Современный компьютер, конечно, лишился подобных проблем - сейчас, думаю, даже перевелись 14-16-летние ребята, тратящие сэкономленные деньги на покупку комплектующих, чтоб хоть немного апгрейдить свой компьютер (у меня товарищ таким занимался - заменил встроенную чипсетную видеокарточку на S3 Trio64 и был очень рад, хоть и потерял в объеме видеопамяти - у чипсетной видеокарты было 4 метра, у Trio - только два - увы, на более серьезную карточку просто не было денег :-)), а уж предложение первый компьютер покупать по частям будет встречено разве что смехом. Но с удобством действительно изменилось отношение к машине -  машина стала дорогим ящиком, а не конструктором, при сборке которого вложил себя. К тому же, мне кажется, если уже при подключении пришлось поработать паялом, человек готов будет использовать паяльник и дальше - разрабатывать свои контроллеры, кабели да и просто к самому факту, что что-то нужно докупать и устанавливать, думается, относился, как к интересной игре. Не все - понятное дело, но пока что в журнал никто не прислал статьи "Будьте прокляты, советские компьютеры!", хотя попадалась статья в "Науке и жизни" "Радиолюбитель поневоле", где человек сетовал, что он купил компьютер, а его еще паять заставляют



18

Re: Вышел номер 37 журнала

Насчёт домашнего компьютера - насколько я помню, наш "Блиц" ("Спектрум"-совместимый) в чёрно-белом режиме отец в середине 90-х достаточно легко подключил, а вот для цвета пришлось повозиться - он там что-то паял (телевизор был "Электрон" какой-то).
С другой стороны, мне кажется, на Западе с этим проблем не было, там, наверное, все необходимые разъёмы были в наличии.



19

Re: Вышел номер 37 журнала

Но и там, думаю, много чего паяли. Писали, что в комплекте поставки Apple II шла макетная плата, на которой можно было что-то собрать и вставить ее в слот расширения.
А так - как я понимаю, в 80-е - и у них, и у нас да и в начале 90-х для многих какой-нибудь БК был первым компьютером - для Елены и Александра Чуклинова это были спектрумы, у тети видел джост. У меня отец тоже хотел какой-нибудь компьютер, но друг отговорил, заявив, что у денди графика круче - выбор пал на деди.
Знал и товарищей двух, у кого был "Сюбор" - именно клавиатура, а не деди-подобная приставка. Я хотел у одного из товарищей на таком "компьютере" (тоже все же бытовой компьютер, хоть и уже не такой, как спектрумы, РКшки и БК) помучить текстовый редактор и бейсик, но как-то не срослось. Просто тогда это был единственный реально доступный мне БК - в 2006-м как-то побаивался заикаться о поиске бытового компьютера и о покупке (в Перми в комиссионке, кстати, потом видел тоже какой-то компьютер-клавиатуру и тоже, увы, не купил). Имеющиеся в хозяйстве "Спектрумы" появились уже позже :-) Машинку же на 1801 пока что не решился взять, хотя и интерес есть :-)



20

Re: Вышел номер 37 журнала

А у нас-то на одном только спектруме самодельщику было где развернуться - подключение принтера (знаю двоих, кто делал), дисковода, музыкальный сопроцессор



21

Re: Вышел номер 37 журнала

uav1606 пишет:

а вот для цвета пришлось повозиться - он там что-то паял

Спектрумы выводили картинку прямо в rgb формате. Наши телевизоры такое не понимали.
Приходилось подпаиваться напрямую к модулю цветности. (В заграничных хотя-бы rf кодер был и можно было их в антенное гнездо подключать)
У меня отец тоже подпаивал, целый вечер заняло.



22

Re: Вышел номер 37 журнала

Эх, были времена. Родители гоняли от зомбоящика, чтоб "кинескоп не сажать". Одного часа хватало, чтобы на пентагоне дизассемблировать Zeus и приступить к доработке, после завершения. Жаль, тетрадка не сохранилась sad



23

Re: Вышел номер 37 журнала

Хех, меня порой сложно было уложить спать - хотел посмотреть, как отец рубится на приставке - сложно сказать, часто это было или нет, но не один раз :-)



24

Re: Вышел номер 37 журнала

Как-то раз папа проявил интерес к Crazy Cars, с ним гоняли по очереди. А в игрушки гоняли с приятелем вдвоем - Target:Renegade, A.T.F., Gun Fright. Он же участвовал в поимке бандитов: жал паузу, пока я наведу прицел на противника.

Однажды зашел к приятелю, тот пыхтит на Бейсике, пишет программу умножения матриц. надоело, говорит считать примерчики. Веселое было времячко, Спектрум оставил след в жизни, и предоставил возможность открытий. Да и Атари тоже, чуть-чуть пораньше.



25

Re: Вышел номер 37 журнала

Мне в бытовых компьютерах всегда нравилась идея использования телевизора и магнитофона - тогда и то, и другое в семье было, так что, подключить к ним компьютер-клавиатуру казалось неплохой идеей в сравнении с PC-совместимыми машинами, которым даже отдельный стол покупали (хотя, когда купили мы первый компьютер - он спокойно стоял рядом с тумбочкой и ничего - на тумбочке монитор, колонки, клавиатура с мышью, системник между письменным столом и тумбочкой, принтер - на письменном столе). А тут - поставил перед телевизором, как приставку и прогай себе, в игрушки рубись, загоняй из журнала прогу или игру или еще чего делай - разве что родители телевизор не посмотрят :-)

Отредактировано Andrei88 (23-01-2022 13:30:49)